You are viewing astoritel

Previous Entry | Next Entry




О.Э. Мандельштам

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933


Данное стихотворение, к сожалению, актуально и в наши дни изменились лишь методы, поэтому, я решил сделать краткий анализ, прочитав который, интересней и проще будет соотнести сегодняшнюю ситуацию в нашей стране с жизнью в СССР в 30-ые годы.

Анализ стихотворения.

Основной темой стихотворения Мандельштама является проблема невозможности проявления желаемых действий, умений, способностей,а также создание образа политической ситуации в стране, создание образа вождя и его подчиненных, и таким образом выражение своего отношения к гнетущей обстановке.
Стихотворение, на мой взгляд, построено на противопоставлении реалий советского времени некоему невидимому идеалу, который живет в голове и сердце не только поэта, но и всего народа 30-ых годов советской России.Что же это за идеал?

(1-ая строчка)Патриотизм, уверенность в завтрашнем дне.Люди не чуют под собой страны,гос-ва,а государство из покон веков было основным защитником и помощником простому человеку.
(2-4 строчки)Желание быть услышанным, не бояться никаких разговоров,не пугаться того,что за углом стоит агент ВЧК (кремлевский горец)
(5-8 строчки)Портрет главного героя, (при чем каждый увидит в написанном портрете свое, хотя..) Здесь использованно сравнение с червями и пудовыми гирями(в первом случае - сравнение с чем-то ползучим, мерзким и противным, во-втором - с чем-то тянущим на дно, порабощающим).
Говоря об усах, автор называет их тараканьими, что придает портрету вождя все более ужасающий вид, представляющийся читателю тяжелым,подобным насекомому, но, не смотря на "насекомость" своего происхождения,таракан-червь носит сияющие, видимо от блеска, сапоги.

Во втором четверостишье противопоставление уходит уже на второй план, хотя призрак-идеал сохраняется(например, вожди с тонкими шеями сравниваются с прагматичными, адекватными, способными руководителями), а на первое место выходит высмеивание.
(9-11 строчки, я считаю, про вождей, другими словами сподвижников и различных помощников уже упомянутого усатого персонажа)Слова для того,чтобы высмеять персонажей: тонкошеих, свистит, мяучит, хнычет. А такие слова, как сброд "полулюди", также как и глагол в 10 строчке "играет" подчеркивают несостоятельность этих вождей-полулюдей, их бездарность и даже пассивность, субпассионарность.
(12-13)Он,так скажем лирический герой,охарактеризован, как талантливый вождь и трудоголик(как подкову,кует за указом указ). Таковым он предстает перед нами в сравнении с тонкошеими полулюдьми, но в сравнении с обычными человеческими идеалами, таковым его назвать нельзя,так как Мандельштам использует слова бабачит и тычет, что может и возвышает насекомое среди сброда свистящих, но не в глазах воспитанных и образованных людей.
Также Мандельштам  высмеивает своего "лирического героя" посредством глагола бабачить.
Он же, простите меня, не баба, чтобы так себя вести, однако ведет, а еще и тычет.В общем странный получается таракан, даже необычный.

Ключевым,на мой взгляд,словом в последнем четверостишье является слово "казнь".
(14 строчка) Казнь-в пах,Казнь-в лоб,Казнь-в бровь, Казнь-в глаз. И снова высмеивание.Даже испанские конкистадоры не были настолько изощрены(!!!)
(15 строчка)Фраза "Что ни казнь у него - то малина",мне кажется, сравнивается с известной русской пословицей "не понос,так золотуха", еще раз простите за нестандартную лексику.Через это сравнение мы понимаем отношение автора к происходившему тогда в стране.
(16 строчка) Грудь ОСЕТИНА созвучно слову малина,что говорит или о симпатиях или же наоборот о крайне негативном отношении автора, опять основанном на высмеивании. Если мы прочтем предыдущие 15 строчек еще раз, то ,думаю, большинство склонится к второму варианту.
Эпитет-ШИРОКАЯ грудь использован для того, чтобы окончательно создать для читателя образ кузнеца с пальцами-червями,тараканьими усами, с сияющими голенищами,игрока, кузнеца, любителя малины-казни осетина.